Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Статьи » Мои статьи

Иван Базанов – живописец природы
Иван Базанов – живописец природы

И здесь кончается искусство
И дышит почва и судьба

Борис Пастернак

Реалистический пейзаж, который люди, несведущие в искусстве, считают одним из простейших видов живописи, на самом деле – один из самых непостижимых, где успех чрезвычайно редок и случаен. Чтобы его достичь, художник должен помимо незаурядного мастерства обладать свежестью восприятия и редким даром простодушия и спокойствия. Он должен заставить себя увидеть в природе то, что обыкновенный глаз не способен увидеть или, по крайней мере, проанализировать, паутину чистого цвета, из которого состоит свет. Всё это в полной мере относится к творческому дарованию Ивана Базанова. Его искусство многогранно. Тем не менее, он художник одной темы, одной художественной идеологии, но эта тема (пейзаж) интерпретируется в «лучах» разного настроения. Его пейзаж становится вместилищем и выражением мысли о скоротечности жизни, о том, что всё кончается, истончается, исчезает, но возрождается в новом качестве. Его произведения – это одновременно и поэзия, и правда. Это «естественные» картины. Они дышат бесконечным упоением видимым миром и безусловной верой в то, что живописная манера их автора способна его выразить.
У художника своя оригинальная концепция мира. В основе её – природа-первоматерия. Она формирует человека. Творчество для Базанова – это процесс нескончаемого познания жизни, её глубины. Он рассуждает о вечности. «В картине, - говорит Базанов, - должны «жить» три времени». Базановская природа во многом формирует элегическую атмосферу его полотен, являясь прозрачным покровом тайны, в которую влюблён художник.
Неустанные поиски правды в его пейзажах, страстность, с которой глаз художника схватывает каждый объект, подводит нас к вопросу о том, как эти пейзажи создавались. Базанов ограничил себя очень малым пространством: почти все его картины написаны в одной и той же местности – в деревне Асеиха на Вологодчине. Большую часть года художник живёт здесь. Это его творческий «Барбизон». Благодаря этому он может пристально изучать атмосферные изменения, влияние света, погоды. Он понял, что один уголок местности заключает в себе множество различных пейзажей в зависимости от времени дня, от освещения. Его любовь к природе безгранична, смиренна, доходит до полного растворения в ней, и природа его отблагодарила, открыв ему то, что скрыто от равнодушных глаз, и посвятив в глубокие тайны живописи. С севером его роднит ещё и то, что он черпает эмоциональные силы из воспоминаний детства. Художник находится в постоянном движении. Периодически он ездит на юг, чтобы высветлить палитру. «У меня есть метод, но я не превращаю его в догму», - говорит Базанов. И ещё важное его высказывание: «… складывается работа как сочинение». Изображение не отвечает задаче иллюзорной передачи пространства; оно полностью продиктовано творческой волей художника. Это касается, в частности, сближения первого и второго планов. Мельчайшие детали дальнего плана сплавлены в единое целое, производя впечатление подлинной красоты. Цвета, в которых исполнены его произведения, обобщены и лаконичны. Они глубоки и мелодичны. В густой шероховатой фактуре его картин, в месиве мазков, голубых, коричневых, серебристых, светлых до сияния и тёмных до бархатной черноты, возникают не предметы природы, видимые по отдельности, а сквозит жизнь природы как чего-то целого, единого, органичного. Природа «смотрит» небом, «дышит» ветром, «говорит» шумом листьев и вод.
Как абсолютный слух, так и живописное чувство тона – почти физическое свойство и, вне всякого сомнения, всегда говорит о других качествах, нравственных или интеллектуальных. И именно правдивость тона в картинах Базанова является подлинным отражением его открытой, благородной натуры, тем более, что она связана почти с таким же точным чувством композиции (правдивость тона и равновесие композиции).
На первый взгляд мы отмечаем чрезвычайную простоту его работ, и лишь познакомившись с ними ближе, мы понимаем, какая острая наблюдательность заключена в каждой ветке, как нежна и неуловима тональность передних планов, как изящно и тонко очерчена водная зыбь, отражающая свет голубого неба. За кажущейся простотой этих картин стоит огромная подготовительная работа. Сначала этюды с натуры. Они демонстрируют зрительную чувствительность. Иногда они представляют внимательные штудии детали, иногда совершенно импрессионистичны по чувству света; порой в них есть китайская изысканность акцента. Все они отличаются мастерски широким расположением масс; в них восхитительная красота, свежесть, разнообразие.
Картины Базанова являют пример того, что старые авторы, писавшие об искусстве, называли согласованностью. Всё согласованно, ни одной фальшивой ноты. Он умеет подчинить всю свою творческую энергию, всё знание природных явлений поэтическому чувству целого. Мир его воображения чист и последователен, в нём нет ничего лишнего, ничего банального; ничто (и это самое главное) не делается ради внешнего эффекта. В лучших произведениях Базанова реализм поднимается на более высокий уровень, благодаря вере художника в то, что поскольку природа есть высочайшее проявление Божественной воли, создание пейзажа может стать средством выражения нравственных идей. Его пейзажи – великолепный образец реальности, преображённой любовью. Он умеет откликнуться на самые разные состояния природы. Воздух в его работах осязаем. Облака громоздятся в небе. Тени плывут по равнине. Это одновременно и пейзаж реальности, и пейзаж воображения. Главнейшей потребностью духа для него является пространство – одновременно безмятежное и полное движения.
Помня завет Крамского, двигаясь к свету, краскам и воздуху, Иван Базанов стремится «не растерять по дороге драгоценнейшее качество художника – сердце».

Категория: Мои статьи | Добавил: Nadezhda (03.09.2010)
Просмотров: 962 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Cetchoommacox  
0
почему бы и нет :)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]